Профилактика наркомании
Подростки, представляя собой наиболее восприимчивую категорию населения, требуют особенно тщательной профилактической работы. И школа, являющаяся фактически вторым домом для подростков, отлично может справиться с данной задачей. К задачам, которые возлагаются на школьных учителей, следует отнести следующие: • лекционные мероприятия, разъясняющие подросткам вред и негативные последствия знакомства с наркотиками; • тематические мероприятия, которые дают пищу для размышления подросткам; • проведение специализированных опросов на тему приобщения к наркотикам, имеющейся информации на данную тему и личного отношения к вопросу наркомании в целом; • диагностические мероприятия, позволяющие выявить наличие патологической тяги к наркотическим препаратам у подростков, уже попробовавших эти вещества. Следует учитывать, что проведение лекционных занятий среди школьников должно в полной мере соответствовать интересам конкретной аудитории, а умение завладеть вниманием подростков станет особенно важным для донесения им необходимой информации. Согласно данным Министерства внутренних дел России, хотя бы однажды наркотические препараты принимали порядка 56% среди мальчиков и 28% среди девочек, причем продолжают принимать их 49% мальчиков и 18% девочек. Основное содержание и задачи Поскольку именно молодежь и подростки являются самой опасной в плане возникновения наркотической зависимости группой населения, все меры, которые применяются для профилактики наркомании направляются на работу с ними. И результативность принимаемых мер во многом зависит от того, насколько точно рассчитаны мероприятия по профилактике на возрастные особенности подростков, умения преподнести информацию в нужной форме и направить воздействие даже на тех, кто уже имеет опыт применения наркотических препаратов. И чтобы принимаемые меры по профилактике наркомании среди молодежи принесли ощутимые результаты, следует, чтобы они соответствовали следующим требованиям: • согласованность мер позволяет принимать их последовательно, по мере воздействия на неокрепшую психику подростков; • комплексное воздействие также позволяет получать максимально выраженные результаты от профилактических мер, которые приниматься должны совместно с педагогами и школьными учителями; • совместная работы родителей, учителей и работников служб наркотических служб. Польза от принимаемых профилактических мер станет более выражена, когда их осуществляют люди, специально обученные для проведения данных мероприятий. Для этого школьные учителя, социальные работники, а также родители также должны обучаться всем видам профилактической работы с подростками. Благодаря совместной работе можно не только предотвратить практическое знакомство подростков с наркотиками, но и выявить уже имеющиеся проблемы, а также своевременно начать в случае необходимости лечение. Наибольшая эффективность такой работы будет проявляться в тех случаях, когда работу с подростками проводят люди, имеющие опыт работы с молодежью, понимающих и умеющих уловить перемены в состоянии и настроении подростков. Все меры профилактики в школах и в семьях, которые направлены на помощь и выявление зависимости от наркотических препаратов, позволяют не только определить наличие пагубной привычки, но и вернуть жизнь несовершеннолетнего в нормальное русло, что позволит создать правильную систему ценностей у молодежи, предотвратить распад личности, при этом сформировав правильное отношение к наркотикам на будущее. Рекомендации В качестве рекомендаций по проведению профилактики наркомании в подростковой среде можно дать следующие советы: • Максимальная информативность данных, даваемых подросткам, позволит им получить нужные сведения о вреде для здоровья и социализации в обществе при приеме наркотиков, о негативном влиянии их на качества личности. Этот пункт необходим при проведении профилактических мероприятий с подростками, которые еще не имели опыта употребления их и уже начавшими активное использование наркотиков. • Оказание психологической и медицинской помощи подросткам, которые уже попробовали наркотики; работа с родителями подростков в плане профилактики и наиболее результативных мер выявления уже имеющейся наркозависимости. • Полная анонимность, которая позволит обратиться за помощью всех тех, кто стал жертвой употребления наркотических препаратов, а также желающих получить информацию об их вреде и негативном влиянии на человека. • Работ по профилактике молодежной наркомании и создания возможностей для правильного развития личности. Такие работы позволяют создать у подростков новых жизненных целей и ценностей, а также сформировать навыки умения критически оценивать получаемую информацию о наркотических препаратах. Также немаловажными следует считать методы, позволяющие определить группу риска и умение работать с ее представителями. Направления профилактики наркомании в учебной среде
Профилактика в семье Наиболее результативной считается работа с несовершеннолетними в семье, ведь именно здесь воздействие на подрастающего ребенка оказывается начиная с самого юного возраста, когда у человека закладываются основные жизненные ценности и приоритеты. Потому влияние семьи нельзя переоценить, и профилактика наркомании с помощью родителей имеет решающее значение в формировании мировоззрения подростка и его отношения к наркотикам. В зависимости от системы отношений внутри семьи различают несколько основных типов семей, в каждой из которых имеются различные возможности для проведения профилактических мероприятий по приему наркотиков. Рассмотрим каждый тип семьи более внимательно. Здоровый тип семьи Данный тип является наиболее приоритетным, поскольку все отношения в ней регламентируются стремлением создать наиболее здоровую обстановку между членами семьи. И для здоровой семьи является нормальным проводить доверительные беседы, которые позволяют воздействовать на подростка, предоставляя ему нужную информацию о вреде наркомании и методах ее профилактики. Именно в здоровой семье наиболее быстро выявляется наличие серьезных проблем, которые решаются в наиболее конструктивной форме, не затрагивая личностных качеств подростка, не унижая его и создавая возможность для дальнейшего улучшения отношений внутри семьи. Конфликтный Как видно из названия, в таких семьях часто возникают споры, конфликты с активным выяснением отношений. И подростки, вырастая в таких семьях, получают негативный опыт ведения семейных отношений, которые не позволяют создания доверия между членами такой семьи. Это значит, что в конфликтной семье подросток не всегда сможет получить реальную помощь, если у него возникнут проблемы с приемом наркотиков. Профилактическая работа с подрастающим ребенком в конфликтной семье проводится редко, что также считается негативным фактором и требует работы уже с родителями подростка. Дисфункциональный В дисфункциональных семьях наблюдается изменение стандартного распределения функций, при этом равновесие в такой семье направлено лишь на то, чтобы избежать возможных изменений и связанных с ними тревог и волнений. Часто здесь семейные узы представляют собой определенный метод по сохранению привычного равновесия, и возможность адаптации подростка к жизни, а также контроль его состояния в плане приобщения к наркотикам приближается к минимальному значению. В дисфункциональной семье не всегда ребенок является объектом помощи и поддержания от взрослых. Существуют случаи, когда в результате смещения функций именно на ребенка перекладываются основные задачи взрослых. Это может произойти тогда, когда один из родителей отсутствует либо серьезно заболел, а второй не в состоянии справиться с возложенными на него обязанностями. Помощь подростку из такой семьи зачастую возлагается на учителей и педагогов, поскольку его родители не в состоянии уделить подростку достаточного количества внимания. Ассоциальный Для ассоциальной семьи характерно наличие нездоровой обстановки, которая исключительно негативно влияет на формирование мировоззрения подростка. Именно в таких семьях наиболее часто происходит приобщение ребенка к наркотикам, он не защищен своими родителями и нуждается в постоянном контроле со стороны школы и педагогов. Проблема наркомании, табакокурения и токсикомании наиболее выражена в ассоциальном типе семьи, а также в семьях, где наблюдается дисфункциональность отношений. Отсутствие внимания к подростку, возможности его обращения за помощью к своим родителям и неуверенность несовершеннолетнего в защите со стороны семьи делают его наиболее незащищенным и поддающимся влиянию. Поэтому так и важна социальная профилактика. Какие же меры по детской профилактике наркомании имеют важное значение? Методы работы с проблемными подростками Чтобы нейтрализовать негативную ситуацию в семье подростка и провести с ним профилактическую работу по предотвращению тяги к наркотикам, следует в первую очередь создать с ним доверительные отношения, которые позволят вовремя заметить изменения в настроении, состоянии и поведении подростка. Педагоги и учителя считаются наиболее подходящей категорией наставников, которые смогут правильно подойти к «подозрительным» подросткам, поскольку именно они обладают необходимыми навыками для этого и практическим опытом. И чтобы избежать возникновения тяги у ребенка к наркотикам и интереса к данной теме, следует обращать внимание на изменения в его поведении. Чтобы избежать возможного увлечения наркотиками, родители должны совместно с учителями и школьными психологами проводить беседы с подростком о негативном влиянии на здоровье и личность наркотиков, необходимости любить себя и стремиться развиваться как личность, а также показывать ценность жизни без наркотиков. Высокая самооценка позволит подростку противостоять негативному влиянию окружающей среды. Правильные примеры из реальной жизни, знакомство с успешными людьми, чья жизнь обошлась без участия наркотиков, а также собственный пример (здоровый образ жизни, правильные внутрисемейные и межличностные отношения, приобщение ребенка с интересующим его совместным занятиям) позволят сделать профилактику наркомании среди подростков более результативной. А обращение к специалисту, который поможет решить имеющиеся внутри семьи проблемы и помочь ребенку преодолеть тягу и интерес к наркотикам, станет отличной возможностью в том случае, когда родители не полностью уверены в собственных силах в оказании необходимой помощи своему ребенку. Профилактика в учебной среде Важность школы, учителей и психологов в профилактической работе с подростками нельзя переоценить. Ведь именно педагогическая профилактика после профилактики в семье занимает важное место в жизни подростков, и умение найти подход к ребенку, поговорить с ним, выявить наличие определенных проблем и помочь решить их, — эти возможности имеет каждый педагог, ценящий здоровые отношения с подростками и умеющий правильно построить профилактическую работу. Для выявления уже имеющихся случаев приобщения к наркотикам должны создаваться отделы по выявлению групп риска и проведению работы с ними, а предоставление немедицинским работникам специальных методических пособий по определению наступления наркотической зависимости помогут своевременно обнаруживать такие случаи. Такая работа успешно проводится в Ростовской области, и результатом ее стало оказание помощи подросткам, которые уже имеют опыт употребления наркотических препаратов. |